7 февраля 1921 года в Суйдуне (Китай) убит последний атаман Оренбургского Войска, походный атаман всех казачьих войск Александр Ильич Дутов (1879-1921).
Казачий атаман А. И. Дутов погиб вследствие неблагонадежности своей контрразведки – охраняли атамана крайне плохо. Чекисты смогли переиграть охрану и пристрелить Дутова практически внаглую, открыто.
Это была одна из первых успешно завершившихся большевистских централизованных акций по устранению лидеров Белого движения зарубежом. Большевики подходили к этому процессу обстоятельно, каждый раз тщательно разрабатывали сценарии.
Непременно необходимо было сыграть на ожиданиях белогвардейцев – помощи, поддержки. На эти клавиши в тот роковой раз и надавили. Александр Дутов был одним из объединителей казачьих масс, оказавшихся в 20-х годах за рубежом – таков был его статус, весьма весомый на то время.
Александр Дутов был войсковым атаманом Оренбургского казачьего войска, выступающего против большевиков. Потомственный казак, окончивший кадетский корпус и кавалерийское училище – этого послужного списка было достаточно для того, чтобы этот человек занялся организаторской, объединяющей работой в смутную постреволюционную эпоху.
Дутов пытался взять власть над крупным, стратегически важным российским регионом, неподконтрольным большевикам – Сибирью. Когда он понял, что это ему не удастся, атаман предпринял последнюю попытку объединить казачьи соединения в эмиграции – в Западном Китае. Поддержка Антанты Дутову в этом укрепляла его позиции, с чем советская Россия, понятное дело, не могла смириться.
Большевики были заинтересованы прилюдно казнить Дутова – выкрасть атамана, привезти в Россию, судить там и убить. Председатель ВЧК Э. Дзержинский настаивал на подобной концовке. Опыт в этом плане имелся, советская контрразведка работала эффективно. Но в данном случае именно таким образом закрыть тему не получилось.
7 февраля 1921 года атаман Дутов был убит в Суйдуне агентами ЧК в ходе спецоперации, целью которой было либо похитить Дутова и вывезти его в Джаркент, либо убить. Руководил операцией Касымхан Чанышев — татарский князь, начальник Джаркентской уездной милиции. Группа состояла из 9 человек (все, кроме Чанышева, являлись уйгурами).
Чанышев, используя свои связи среди белых и выдавая себя за противника большевиков, способного поднять восстание в Джаркентском уезде, в октябре 1920 года добивается встречи с Дутовым. Во время этой встречи он смог втереться в доверие к атаману, а также отметил определённый скепсис Дутова к его сообщениям и великолепную осведомлённость о делах в Семиречье — что говорило об отличной работе дутовской контрразведки. Через месяц Чанышев едет к Дутову во второй раз, там к нему относятся с полным доверием. Подготовка к похищению идёт полным ходом. Но внезапно Чанышеву перестают доверять и дорога к атаману становится для него закрыта. Чекисты в свою очередь начинают подозревать в Чанышеве двойного агента, арестовывают его и берут в заложники всех его ближайших родственников. Они ставят ему ультиматум либо он убивает атамана (о похищении речь уже не идёт), либо всех его родственников расстреляют.
В ночь с 31-го января на 1-е февраля 1921 года диверсионная группа переходит границу. Второго февраля они уже в Суйдуне. Чанышев пишет Дутову записку, что к восстанию всё готово и нужно немедленно начинать выступление "Господин атаман. Хватит нам ждать, пора начинать, все сделано. Готовы. Ждем только первого выстрела, тогда и мы спать не будем" и отправляет её со своим курьером Махмудом Хаджамировым. В штабе его знают, ранее он уже бывал у атамана с поручениями от Чанышева. Потому пропускают его прямо к Дутову в кабинет, где помимо самого Дутова был его адъютант, сотник Лопатин. Хаджамиров передаёт записку атаману и как только тот начинает читать, в упор стреляет в него, потом в Лопатина и добивает лежащего на полу Дутова. Боевики снаружи штаба убивают внешнюю охрану и вся диверсионная группа без потерь бежит из Суйдуна.
Дутов и убитые вместе с ним казаки были похоронены с воинскими почестями в предместье Суйдуна, на католическом кладбище. Чекисты вернулись обратно в Джаркент. 11 февраля из Ташкента была отправлена телеграмма об исполнении задания председателю Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК, члену РВС Туркестанского фронта Г. Я. Сокольникову, а копия телеграммы была направлена в ЦК РКП(б). Члены группы были награждены Ф. Э. Дзержинским, а в 1930-е гг. стали жертвами политических репрессий. Последний участник операции проживал на территории Оренбургской области (куда он был сослан) вплоть до своей смерти в 1968г.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего приснопамятного убиенного воина Александра и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное.