Официальный сайт ЕОКО "Исетская Линия" Пятый отдел Оренбургского Казачьего Войска (ОВКО) ОГРН 1106600004180 ГРКО 300970022
«Герои казачества»: пресс-служба ОВКО запускает новую рубрику о выдающихся личностях-казаках
На сайте в рубрике «Герои казачества» ежедневно будут публиковаться материалы о казаках – от легендарных атаманов до простых воинов, чьи имена, возможно, малоизвестны широкой публике, но чьи подвиги достойны памяти и уважения.
На протяжении многих веков казаки славились своей отважностью, храбростью, верностью долгу и самоотверженностью. Они защищали Родину, осваивали новые земли и писали славные страницы в летописях России.
Первая история – о Матвее Платове: как простой казак стал графом, профессором Оксфорда и напугал императора.
Среди авторитетных источников до сих пор нет единства в отношении даты рождения атамана — некоторые ученые утверждают, что он родился 8 августа по старому и 19 августа по новому стилю 1753 года, другие оперируют «традиционной» датой — 6 августа по старому, 17 августа по новому стилю 1751 года. Как бы то ни было, уже в 20 с небольшим Платов блестяще проявил себя в сражении, с тысячей казаков остановив 20-тысячную конницу крымского хана.
Историк-публицист, автор нескольких книг об атамане Платове Михаил Астапенко считает, что первая победа не только положила начало воинской славе Платова — она ускорила продвижение русской армии к Черному морю, а также повлияла на процессы, которые впоследствии привели к становлению русской государственности на Северном Кавказе.
Как казаки турок разбили
Легендарное сражение состоялось недалеко от нынешнего хутора Богомолова Красногвардейского района Ставрополья, где сейчас стоит крупнейший конный монумент атаману Донского казачьего войска, генералу Матвею Ивановичу Платову. Его торжественно открыли в ноябре 2017 года.
В этих местах в реку Егорлык впадает другая река — Калалы, или Калалах, как прежде называли ее населявшие эти места народы. Здесь 3 апреля 1774 года произошел памятный бой, который впоследствии историки не раз назвали уникальным. Два казачьих полка, общим числом тысяча, дали отпор войску крымского хана Девлет-Гирея, не менее чем в 20 раз превосходившему их по численности. Командовал казаками никому не известный тогда молодой Матвей Платов.
Когда разведчики донесли, что их преследует конница хана, командир второго полка, казак Ларионов, предложил сдаться — все понимали, что два полка по 500 человек в открытом бою не смогут противостоять такой силе.
- Но Платов встал тогда перед казаками и сказал: «Не будем же мы русские, коль не отобьемся!» Причем это был не пафос, а констатация факта — надо биться, потому что сдаться в плен — все равно означало смерть, — рассказывает Михаил Астапенко. — И он принял единственно верное в тех условиях решение: нашел в степи возвышенность, чтобы атаки противника шли снизу вверх, а лагерь казаков приказал опоясать телегами из обоза, построив так называемый вагенбург. Троих казаков Платов послал за помощью в крепость. А оставшиеся должны были обороняться.
На рассвете войско хана атаковало. «Казаки, засевшие в лагере, имевшие лишь несколько пушек и ружья, отбили семь атак. В решающий момент из крепости пришла подмога — два гонца, посланные Платовым, были убиты, а третий, хоть и раненый, все же прорвался в Копыл. И пеший полк полковника Бринка довершил поражение противника», — описывает финал памятного сражения Михаил Астапенко.
По его словам, именно с этого началась всероссийская слава Платова. И дело было не только в личной храбрости казака.
Рост влияния России
- После того как был разгромлен и рассеян такой боеспособный корпус турок, наша армия очень быстро продвинулась по Кубани, и в результате русско-турецкой войны 1768–1774 годов часть Кубани уже была присоединена к Российской империи. Победа Платова на реке Калалах положила начало уверенности в том, что мы можем бить турок и татар и присоединить к державе Российской такие необходимые ей с геополитической точки зрения земли. Да и некоторые кавказские народы, которые многие века были под властью Турции, увидели, что сила русских возрастает, а это значит, что у них надо искать покровительства, — поясняет историк.
Воинскую доблесть молодого полководца заметили в столице — Екатерина II за битву на реке Калалах наградила Платова медалью «За ревностную службу». А когда воинский авторитет и боевая слава Платова достигли больших высот, на престол после смерти Екатерины II взошел Павел I. Он подозрительно относился ко всем сподвижникам императрицы и по доносу о якобы готовящемся против него заговоре приказал арестовать донского казака.
Сначала Платова отправили в ссылку в Кострому, а поскольку никакой особой вины доказать не удалось, ему вернули личное оружие. Принимая боевую саблю, Платов сказал: «Она поможет мне оправдаться». Эти слова были расценены как скрытая угроза самому императору, и в 1800 году Матвей Платов оказался в Петропавловской крепости. Однако уже в начале 1801 года он был освобожден — Павел I готовился к походу в одну из сильнейших британских колоний в Индии и понимал, что лучше Платова с командованием казачьими войсками не справится никто.
Платов за малый срок мобилизовал 41 конный полк, две роты конной артиллерии общим числом 27 500 человек и 55 000 лошадей. Казаки снарядились в далекий и сложный путь через всю Азию, однако у Оренбурга их настигла весть: Павла I на престоле сменил Александр I. А уже на Дону Платов получил императорскую грамоту: «Известные Ваши достоинства мне и долговременно беспорочная служба побудили меня избрать Вас в войсковые атаманы Войска Донского…» Так Матвей Иванович Платов стал атаманом.
Дипломат и профессор
После победы над Наполеоном слава казачьего атамана Платова умножилась и вышла далеко за пределы Российской империи.
Однажды Платову довелось сопровождать Александра I в Лондоне. По воспоминаниям очевидцев, включенным в исторические исследования, для англичан донской казак стал живой легендой. Именно тогда Платову присвоили звание почетного доктора права в Оксфордском университете, а британское правительство дало новейшему кораблю имя «Граф Платов».
Кроме воинской удачи у генерала была и врожденная способность к дипломатии.
- Он умел говорить и с казаками, и с генералами, и с царями и царицами, — рассказывает Михаил Астапенко. - С кем только он не был знаком! Он воевал с маршалом Неем, а потом жил у него в Париже. Король Пруссии Фридрих Фердинанд III наградил его орденом Красного и Черного орла, который давал потомственное дворянство. Платов был знаком с маршалом Бернадотом, который стал королем Швеции. Тот же Наполеон хотел наградить его орденом Почетного легиона — и он стал единственным из русских генералов, отказавшимся от этой награды. Он сказал: «Награды надо получать за службу. А ему я не служил и служить никогда не смогу».
Это интересно
Платов упомянут в рассказе Никола Лескова «Левша».
В 1812 году Матвей Иванович был удостоен графского титула, который он мог передать по потомству. К тому моменту мужчина уже перестал ждать обещанной награды и заливал горе водкой.
Портрет Матвея Платова, принадлежащий кисти Джорджа Доу входит в почетную Галерею генералов 1812 года, в Эрмитаже. Полотно занимает место в первом ряду левой стороны.
Удостоился чести
В честь Матвея Платова его именем были названы Белокалитвинский казачий кадетский корпус, Донской казачий хор, пассажирский аэропорт под Ростовом-на-Дону, университет в Новочеркасске.
Первичные организации «Исетской Линии» ОВКО Возрождая многовековые исторические традиции казаков-исетцев, наша структура возникла в 1992 году, как общественная организация... Открыть раздел ПЕРВИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В Исетской Линии много патриотических клубов, идет процесс наполнения страницы, просим отнестись с пониманием. Браты! Присылайте информацию по образцу приведенному ниже....
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Нижеприведённые образцы казачьей формы одежды утверждены Указом Президента РФ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов... Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ