Есаул Сергей Головко из хутора Котырколь «Исетской Линии» ОВКО является не только казаком, но и актёром, постановщиком трюков, президентом каскадёрской группы «Евразия».
Его фильмография: «Похищение чародея», «Куст дикой сирени», «Сафари №6» «Гражданское пари», «Император СПИД», «Дорога», «Самолет летит в Россию», «Дикое поле», «Казачья быль», «Егерь», «Первые на луне», «К вам пришёл ангел», «У ангелов есть крылья», «Серебро» ( «Путь на Мангазею»), «SOS-Спасите наши души», «Варвара», «Дикое счастье», «Важняк», «Ангелы революции».
17 августа 2016 года на территории муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования Новолялинского городского округа «Детско-юношеский центр патриотического воспитания имени Героя Российской Федерации Туркина А.А.» есаулом Сергеем Головко был прочитан курс лекций по действиям на съёмочной площадке каскадёров и постановщиков трюков, а так же проведены мастер-классы начального обучения по работе с холодным оружием (шпаги, шашки, сабли, арапники). Ассистировала Сергею ученица 8-го класса ГБОУ СО КШИ "Екатеринбургский кадетский корпус" Дернова Валерия.
Учебно-полевой выход
Учебно-полевой выход хутора Котырколь.
Согласно планов вневойсковой подготовки казаков, находящихся в запасе и с целью военно-патриотического воспитания допризывной молодёжи 27 августа 2016 года прошла учебно-тренировочная игра с командой «Private elite unit «Bullets and Money» (сокращённо «PeuBaM»). Казаки хутора «Котырколь» «Исетской Линии» ОВКО и кадеты Екатеринбургского кадетского корпуса выступили в роли бойцов разведывательно-диверсионной группы (РДГ) с задачей вскрыть засады «противника» и обнаружить его «базу».
Пройдя основной маршрут вне дорог и населённых пунктов, к подножию горы Волчиха казаки вышли в 21:00; очень быстро стемнело и было принято решение двигаться по дороге. Продвигаясь по маршруту, была снята «растяжка» противника и в 22:15 казачья ДРГ была на вершине. Противник движение разведчиков не обнаружил. Исходя из ситуации (было очень темно), приняли решение не рисковать, занять круговую оборону и организовать ночёвку. В 23:40 боец «противника» решил проверить высоту и попытаться выявить наше месторасположение, в результате наткнулся на казачий секрет и был условно уничтожен.
Приняв во внимание, что сильно похолодало, было принято решение закончить игру, чтобы не заморозить ребят из команды «PeuBaM». В 03:00 часа по местному времени учебно-тренировочная игра закончилась, и всех нас объединило совместное чаепитие. В 06:00 утра поъем, завтрак и проскакав легкой трусцой 4 км до машин, мы вернулись в г. Екатеринбург. Всем спасибо за участие и хорошее настроение!
Праздник православного казачества
1 сентября – Общеказачий праздник, День Донской иконы Божьей Матери.
1 сентября - праздник иконы Божией Матери «Донская». Этот день в 2010 году стал еще и официальным праздником казачества. Такое решение тогда принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Я объявляю День Донской иконы Божьей Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества», - сказал Патриарх после Литургии и молебна перед чудотворной Донской иконой Божией Матери в Московском Донском монастыре в тот день. В ответ прозвучало дружное казачье «Любо!».
Икона Божией Матери Донская, по преданию, была поднесена казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой, произошедшей 8 сентября (по новому стилю – 21 сентября) 1380 г. Тогда русские войска под командованием московского князя Дмитрия Донского встретились на Куликовом поле с войском татарского хана Мамая. Впервые со времени начала татаро-монгольского ига в середине XIII в. русские войска одержали крупную победу над татарским войском. Благословил русское войско один из самых почитаемых на Руси святых – преподобный Сергий Радонежский.
Во вкладной книге Донского монастыря (книга, где записываются все вклады и пожертвования монастырю) написано: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща».
В настоящее время Донская икона находится, к сожалению, не в храме, а в Третьяковской галерее. Но ежегодно в день ее празднования святой образ доставляют в Донской монастырь для участия в праздничном богослужении.
Казаки – особые воины, считает Святейший Патриарх. «Ни одно воинское подразделение в своем уставе не связывало принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество». С этой особенностью Патриарх связывает не только непростую судьбу казачества, но и особую силу духа, помогающую выстоять казачеству в тяжелые времена смуты ХХ века.
1-го сентября прозвучало Обращение в день православного казачества митрофорного протоиерея Иоанна Агафонова, войскового священника Оренбургского войскового казачьего общества, настоятеля Прихода во имя Покрова Божией Матери, г. Каменск-Уральский
<...> Современное казачество переживает непростой период становления и возрождения. Такие периоды в истории всегда бывают очень тяжелыми, переломными. Сегодня надо немало постараться каждому казаку, чтобы это возрождение состоялось. Самое главное для казака это не внешняя форма, а внутренний духовный стержень – Православная вера, которая обусловливает и всю жизнь христианскую. Мы часто слышим: «казак без веры не казак». Но, по словам апостола Иакова «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), потому каждый казак должен соизмерять свою жизнь с заповедями Божиими. Исполняем ли мы самое простое и главное: ходим ли мы в храм Божий в воскресные и праздничные дни, прибегаем ли к Церковным Таинствам? И здесь надо быть честным перед Богом и перед самим собой и не искать себе никаких оправданий. Господь ждет от нас не одной только тяги к чему-то светлому, а ищет добровольного, сознательного соединения с Ним, приобщения к Нему через Церковные Таинства и жизнь богоугодную. Для этого Он дает нам Свою божественную благодать. И если человек, презревая дары благодати Святаго Духа, не желает трудиться, то он сам отлучает себя от Бога. Очень страшно остаться формальным христианином по факту крещения, не являясь им по сути своей жизни.
С давних времен казаки всегда в своей жизни руководствовались Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 12 - 13). Вам, живущим в современное мирное время, тем не менее, ежедневно так же предоставляется возможность исполнить эту заповедь, проявляя жертвенную любовь к Богу и ближним своим.
<...> Хочется пожелать, чтобы Вы, современные казаки, всей своей жизнью показали себя достойными продолжателями дел и традиций своих героических предков, чтобы Ваше воинское служение непременно бы сочеталось с неустанным служением Господу Богу.
Ещё раз выражаю надежду на Ваше, в первую очередь, духовное возрождение. Пусть Господь поможет Вам во всех благих трудах и начинаниях, а Пресвятая Богородица пусть не оставит Вас своим Покровом и Заступлением!
Митрофорный протоиерей Иоанн Агафонов
войсковой священник Оренбургского войскового казачьего общества,
настоятель Прихода во имя Покрова Божией Матери г. Каменск-Уральский
Национальный спорт
Возрождая своё!
3 сентября 2016 года в Верхне-Пышминском городском парке культуры и отдыха прошёл II Фестиваль русских национальных видов спорта, который проводился в рамках Дня народов Среднего Урала. Одиннадцать команд из Екатеринбурга, Верхней Пышмы и посёлка Исеть приняли в нём участие.
Перед началом спортивной части фестиваля ребята почтили память детей Беслана и запустили в небо белые шары, как знак скорби и памяти. Но жизнь продолжается, и продолжился фестиваль спортивными мероприятиями.
В официальную программу вошли три вида: лапта, перетяжки и вышибалы, а для всех желающих вне конкурса команда казаков «Малая станица» хутора «Котырколь» «Исетсйо Линии» ОВКО организовала стрельбу из лука и бои на пластиковых шашках. Соревнования проводились для двух возрастных категорий: дети до 13 лет и молодёжь с 14 до 30 лет. В каждой команде шесть основных игроков. Младшие участники состязались в знакомой и любимой всеми игре «вышибалы». В финал вышли самые ловкие, быстрые и сильные – ребята из клуба «Застава» и молодые казаки из команды «Малая станица». После непростой напряжённой игры, на первое место вышли парни из клуба «Застава», вторым стала команда «Малая станица». Замкнул тройку призёров клуб «Титаник».
Судейская бригада подвела итоги всех игр и огласила общекомандные результаты. Кубок за первое место во втором фестивале национальных видов спорта завоевала команда «Застава». Второе место в общекомандном зачёте получил клуб «Титаник» и кубок за третье место оказался в руках команды «Малая станица» хутора «Котырколь», ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус.
Казак без веры - не казак!
«Царский» крестный ход — каждый день!
Не взирая на погоду и день недели, уже несколько лет, неизменно и ежедневно в 21:00 час вокруг войскового храма Оренбургского войскового казачьего общества в г. Екатеринбурге проходит «царский» крестный ход, в котором участвуют все желающие.
Уже второй год в ежедневном «царском» крестном ходе традиционно участвуют казаки «Исетской Линии» ОВКО: как послушание, каждый понедельник крестный ход взяли на себя казаки хутора Северный, а в каждый четверг крестоходцами становятся казаки хутора Императорский. Молитвенное шествие часто проходит вместе с жёнами и детьми казачьих общин. Звоны с колокольни храма во время крестохода исполняет казачка хутора Северный Елена Светлеющая.
С общим молитвенным песнопением «Богородица дева, радуйся...» крестоходцы с фонарём, хоругвями и иконами идут вокруг Храма-на-Крови, а затем проходит соборный молебен у центрального входа в храм, где верующие прикладываются по очереди к иконам.
Приглашаем всех верных казаков и казачек принимать молитвенное участие в ежедневных крестных ходах вокруг Храма-Памятника на Крови - нашего войскового храма. Приходите в любой из дней, когда удобно - к 21:00 часам ежедневно. Не важно количество людей - важно ваше личное участие в крестном ходу!
Камышловские казаки
Дела станицы Камышловской
9 мая 2016 года казаки станицы Камышловской «Исетской Линии» ОВКО приняли участие в городском шествии «Бессмертный полк», а также возложили венки и цветы к могиле павших за Родину земляков г. Камышлова Свердловской обл.
4 июня 2016 года команда станицы Камышловской участвовала в ежегодных полевых учениях, организованных станицей Пышминской Среднеуральского отдела ОВКО в р.п. Пышма Свердловской обл. Дисциплины: проверка умений в разбивке казачьего бивака, строевой смотр и отработка строевых приёмов, стрелковая подготовка, а также метание пики, ножей и сапёрных лопаток, разборка-сборка АК-74, казарла, силовой экстрим: массреслинг, силовая эстафета.
3 июля 2016 года казаки-камышловцы приняли участие в крестном ходе от Покровского храма до часовни Александра Невского г. Камышлова.
Чтим память защитников Отечества
«Георгиевский сход казаков» — продолжение
В канун Дня победы 2016 года казаки «Исетской Линии» проводили традиционную для казаков Оренбургского ВКО акцию «Георгиевский сход казаков». Но на этом работа по уходу за воинскими захоронениями не закончилась.
В канун 9 мая 2016 года казаки хутора Северный «Исетской Линии» ОВКО убрали от мусора и старой листвы могилы фронтовиков на двух кладбищах Екатеринбурга, а также прибрали площадь возле памятника танкистам на ул. Щёрса. 5 июля 2016 года ими была продолжена работа по уходу за воинским захоронением бывшего фронтового госпиталя на Уктусе.
Когда-то ещё в 2014 году, в лесочке за территорией СВВПТАУ (ЕВАКУ) казаки «Исетской Линии» обнаружили небольшое заброшенное кладбище, где упокоились участники Великой Отечественной войны, проходившие лечение и реабилитацию в местном госпитале в период с 1941 по 1945 гг. Не все смогли оправиться от ран, кто-то обрёл вечный покой здесь, на Уральской земле, так и не вернувшись в родной дом.
Безжалостно летит время. Уже расформировано Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. Давно нет и фронтового госпиталя. И лишь безымянные едва различимые могильные бугорки на окраине напоминают о чём-то горьком, давно минувшем, почти забытом.
Казаки-исетцы по архивам смогли восстановить пять фамилий умерших от ран и захороненных здесь офицеров Красной Армии, и в 2014 году на погребении был установлен поклонный крест с именами явленных героев, казаки отслужили панихиду. Но заброшенное кладбище требует ухода, ведь рядом проходит спортивная тропа, а зимой, когда могилы скрывают сугробы, по солдатским костям разъезжают снегоходы, даже не догадывась о том, что находится под снегом. Поэтому и было принято решение изготовить и поставить стилизованные могильные памятники фронтовикам — металлические красные звёздочки на стержневых опорах. Летом 2014 года было установлено первых 5 звёздочек, а 5 июля 2016 года была установлена вторая часть звёзд, теперь их 15 - теперь звёздами на этом захоронении обозначены все безымянные могилы, которые смогли определить казаки. Также казаки хутора Северный оградили сеткой границу воинского захоронения.
Впоследствии планируется изготовить и укрепить информационную табличку о данном воинском захоронении, чтобы всякий, проходящий мимо, понимал, что здесь находятся могилы воинов Великой Отечественной войны, защитивших нашу страну от фашистского порабощения.
Вечная слава павшим в боях за нашу Родину! Будем помнить!
Начальник пресслужбы «Исетской Линии» ОВКО В.Полежаев
Знакомьтесь - «Золотые родники»
Ансамбль казачьей песни «Золотые родники».
Мы начинаем рассказ о казачьих творческих коллективах, которые существуют в составе «Исетской Линии» ОВКО на территории Среднего Урала. И первый рассказ о «Золотых родниках» - поющих казаках и казачках НО КУ ХКО «Казачья застава» из г. Каменск-Уральский Свердловской области.
Ансамбль казачьей песни «Золотые родники» создан в 1997 году на базе Центра культуры и творчества «Орбита» талантливым руководителем и организатором, заслуженным работником культуры Украины Бобровым Владимиром Константиновичем. Народный коллектив ансамбль казачьей песни «Золотые родники» объединяет в своем составле 18 участников, которые на протяжении 19 лет активно участвовали в концертной жизни г. Каменска-Уральского и городов Свердловской области.
Коллектив получил звание «Народного» в 2002 году, дважды успешно защитил это звание в 2007 и 2012 гг. Ансамбль казачьей песни «Золотые родники» и его песни знают и любят не только жители г. Каменска-Уральского. Концерты коллектива или участие в концертах на территории городов Свердловской области и за её пределами неизменно встречает расположение зрителей. Ансамбль неоднократно становился дипломантом областных, российских и международных конкурсов самодеятельного творчества, Лауреат международного фестиваля «Великое русское слово» (Крым, май 2000 г.), Лауреат международного фестиваля национальных культур «Народные истоки» (Крым, июнь 2007 года), Лауреат Международного фестиваля «Крым собирает друзей» (Крым, июнь 2009 г.).
После отъезда в 2011 году из г. Каменска-Уральского бессменного руководителя Боброва В.К., коллектив переживал непростые времена, но сумел сохранить свой основной состав и желание продолжать творческую деятельность. В 2012 году он подтвердил звание «народного». В 2017 году колектив будет защищать это звание в третий раз.
В составе коллектива - шесть строевых казаков Каменск-Уральского реестрового хуторского казачьего общества «Казачья застава» «Исетской Линии» 5-го отдела Оренбургского ВКО: хорунжий, вахмистр, два младших урядника, казаки.
Коллектив имеет высокий уровень исполнительского мастерства, и неотъемлемой его частю является оркестровая группа ансамбля, состоящая из четырёх казаков-музыкантов: баян, домра, контрабас и ударные.
За 5 лет (с 2011 по 2012 год) коллектив дал более 10 сольных концертов и принял участие в более 100 сборных программах.
В репертуаре коллектива песни оренбуржского, уральского, донского и кубанского казачества.
В январе 2016 года коллектив подарил городу часовую сольную праздничную программу «Рождественский вечер», а в мае 2016 года силами коллектива был проведён I городской фестиваль казачьей культуры «Родники уральского казачества», в котором приняли участие самодеятельные творческие коллективы г. Каменска Уральского и Южного управленческого округа.
В творческих планах казачьего ансамбля «Золотые родники» расширение репертуара в соответствии с календарным казачьим годом, подготовка и проведение фестиваля казачьей культуры в 2017 году, концертная и гастрольная деятельность.
Коллектив внесён в Реестр казачьих художественных коллективов Министерства культуры РФ.
Руководитель коллектива Реутова Ольга Михайловна
С ДНЁМ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ !
Сердечно поздравляем казаков и казачек «Исетской Линии»ОВКО с Днём Семьи, Любви и Верности!
8 июля (25 июня по ст. стилю) - день успения преподобномученицы Февронии и благоверного князя Петра
Всероссийский праздник «День семьи, любви и верности» появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают как покровителей семьи и брака.
История их романтичной любви и примерного жития дошла до нас в описаниях древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая написана в XVI веке монахом Ермолаем (Эразмом). Она рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях.
По преданию, благоверный князь Петр, вступивший на Муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония - дочь «древолазца» бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. Они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу. Петр и Феврония были канонизированы на Церковном Соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в городе Муроме.
С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена Муромцами в 90-х гг: день города решили объединить с днем семейных ценностей.
Начистоту. Обязательно к прочтению - как реестровым, так и общественникам.
Казачество—этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.
Происхождение казачества
Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.
Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.
История казачества
В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.
Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном.
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.
Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское — в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.
С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 — казачьих) войск Военного министерства, с 1910 — в подчинение Главного штаба.
Роль казачества в истории России
Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно, служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.
Казачество в 20 веке
В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.
На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).
В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.
Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).
Литература: Хорошхин М. Казачьи войска. Спб.,1881. Казин Х. В. Казачьи войска. СПб.,1912. Яворницький Д. I. Iсторiя запорозьких козакiв. Киiв,1990-1993. Т.1-3.Губарев Г. В. Книга о казаках Париж,1957. Т.1-6. Гордеев А. А. История казаков. М.,1991-1993. Т.1-4. Станиславский А. А. Гражданская война в России ХVII в.: Казачество на переломе истории. М.,1990. Галушко Ю. Казачьи Войска России. М.,1993. Мининков Н. А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов-на-Дону, 1998. Воскобойников Г. Л. Казачество в первой мировой войне 1914-1918 гг. М.,1994.Рыжкова Н. В. За Веру, Отечество и други своя: Донские казаки в Великой войне 1914-1917 гг. Ростов-на Дону,1998. Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов-на Дону, 1998. Мухин А., Прибыловский В. Казачье движение в России и странах ближнего зарубежья (1988-1994). М.,1994. Т.1-2. В. М. Безотосный
Пролог от сайта islin-ovko.ru
Сегодня казачьи формирования активно учувствуют в вооруженном конфликте на территории Украины. В частности, наряду с другими ополченцами защищают границы непризнанных республик Донбасса (Новороссии) – Луганской и Донецкой сформировавшихся после вооруженного переворота в стране.
В России же в целом казачество сегодня самая мощная общественная самоорганизующаяся структура, способная к мобилизации в кратчайшие сроки. Именно поэтому разные индивидуумы (не будем говорить о их принадлежности) вносят всеми правдами и неправдами раздор между служилыми и вольными казаками. Но это все, лишь процесс не просто возрождения, а формирования или трансформации современного места в социальном устройстве страны.
Неважно доведет ли правительство РФ свои обещания о государственной службе казаков до логического завершения или нет. Сегодня казачество не просто способно, а уже сформировало на территории многонациональной России, представительство русской диаспоры способным защищать честь и достоинство отдельного гражданина внутри страны.
Первичные организации «Исетской Линии» ОВКО Возрождая многовековые исторические традиции казаков-исетцев, наша структура возникла в 1992 году, как общественная организация... Открыть раздел Первичные организации
В Исетской Линии много патриотических клубов, идет процесс наполнения страницы, просим отнестись с пониманием. Браты! Присылайте информацию по образцу приведенному ниже....
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Нижеприведённые образцы казачьей формы одежды утверждены Указом Президента РФ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов... Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ
Внесение в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Минюстом России и его территориальными органами осуществляется ведение государственного...